РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
20.07.2016
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы. Только опираясь на семью, совместными усилиями мы можем решить главную задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человек который будет жить в ХХ1-В.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
В работе с родителями по экологическому воспитанию необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу проводим в двух направлениях: педагог — родитель, педагог — ребенок — родитель. Работу проводим дифференцированно, обьединив родителей в подгруппы. Традиционные формы работы мы рассчитываем на большое количество людей, но они не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим. Привлекаем родителей к решению важных задач, проблем, нахождению общих правильных ответов. Например: при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания» воспитатели проводят предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Также проводим собрания с КВН между командой детей и родителей, затем после ухода детей, проанализировали вместе с родителями с родителями данное мероприятие, сделали выводы.
Основы экологического воспитания направляем на формирование ответственного отношения к окружающей среде.Одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что 80% черт характера ребенка закладывается в семье. Мы стараемся закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира как дома.
Поэтому мы предложили родителям с наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосу птиц, полюбоваться красками заката. Чувство природы является основой экологического — и эстетического — сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения.
Составляли совместно с родителями правила поведения в природе. Например:
- Лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения надо грамотно, со знанием дела. Не разрешать детям бесцельно их рвать.
- Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их — браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.
- Ягоды — источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходится растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.
Эффективной формой работы с родителями стал круглый стол «Воспитание доброты к природе» у нас в детском саду. Начали с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляли жестокость к животным, цель беседы — не навредит. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересованность. Поэтому мы организовали отдельные беседы для родителей.
Вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к
животным.
1.Имеются ли дома птицы, рыбы, растения?
2.Как ребенок относится к ним в семье, на улице?
3.Проявляет ли сострадание, сочувствие?
4.Как вы сами относитесь к животным?
5.Какие виды совместной деятельности в общении с природой практикуются в Вашем доме? (книги, прогулки, компьютерные игры, труд, уход).
Вопросы к родителям, чьи дети равнодушны к животным.
1.Имеются ли дома объекты природы?
2.Проявляет ли ребенок к ним интерес?
3.Есть ли у него желание ухаживать за ними? Проявляет ли самостоятельность в оказании помощи?
4.Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка, вызвать интерес к природе? Что бы Вы предложили для поддержания интереса к природе?
5.Как считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отношения ребенка к природе?
Советы родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.
1. Прочитать книги о природе Бианки, Пришвина, Гарушина, Паустовского.
2. Предложить, если дома нет объекта природы, его завести, и вмести ухаживать.
3.Оказать вместе с ребенком помощь животным на улице.
Советы родителям, чьи дети равнодушны к животным.
1. Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель — подарить кому-то, украсить комнату).
2.Приобрести игрушку — образ животного обыграть ее.
Еще одна форма работы с семьей, которую можно использовать. Информационная педагогическая ширма, в которой родителям даем четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. И родители получают ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же предлагаем серию вопросов, которые они решают вместе с ребенком дома, на природе. В ширме помещаю и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого. Например: на асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?
Через ширмы знакомим родителей и детей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Например: проверьте свои наблюдения и расскажите детям: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Объясните. Такую форму работы, как консультации, например: «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье». Можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители прочитали ее, рассматривали картины, иллюстрации о природе, просмотреть телепередачи. Проведение консультации «Совместная деятельность родителей и детей по выращиванию комнатных растений» начало с викторины, задавая вопросы детям и взрослым. Например:
Отгадай по загадке растение и найди его (по 3 растения).
Назови растения, и расскажи: какого ухода оно требует.
Придумай нежные слова своему растению.
После ухода детей, рассказываем о видах работ по уходу за комнатными растениями и с показом их. Даем советы по подбору, содержанию, уходу за растениями дома. Напоминаем родителям, что дети должны знать цель труда: советуем родителям придумать имя своему комнатному растению, разговаривать с ним как с живым, замечать все изменения, которые с ним происходят, и зарисовать их. Такие формы дают возможность показать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. В старину был обычай: пришедшему жениху подсовывали кошку. Если он гладил животное, играл с ним — добрый человек пришел, если обходился грубо -настораживались, так как по отношению к животному проверяется и отношения к человеку.
Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию.
1. Не причиняя вреда природе (обговаривать правила поведения в природе).
2. Пусть цветут травы! (познакомила с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь).
3. Поклонись ягодке (поговорила о ягодах Кавказа, рассказала какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана).
4. Крылатые доктора (познакомила с птицами, за которыми можно проводить наблюдения, на что обращать внимание, какую помощь можем оказать зимой, каким кормом можно кормить).
5. Сокровища леса (роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу, помощь человека лесу).
6. Ядовитые растения (познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений).
Примерная тематика информационных педагогических ширм для родителей по экологическому воспитанию.
1. Азбука поведения в природе.
2. Прогулки в природу.
3. Войти в природу другом.
4. Очей очарованье!
5. Зеленая аптека (о комнатных растениях).
6. В лес по грибы.
7. Поможем крылатым докторам (о птицах).
8. Наши друзья — насекомые.
9. Защитим друзей леса.
10. Пожар — это беда леса.
11. Сбережем нашу елочку.
12. Цветы — земной красы начало.
13. Первоцветы — вестники весны.
14. Давайте беречь воду.
Задайте вопрос или оставьте отзыв